Как успешно провести онлайн-интервью с кандидатом
Этапы выстраивания контакта с кандидатом в зависимости от формата не меняются: сначала скрининг резюме, затем предварительное короткое телефонное интервью, а потом полноценное интервью — очное или онлайн. Но у онлайн-формата есть свои особенности.
Основные особенности онлайн-интервью
1. Хуже считываются эмоции человека, его «энергетика»
Известно, что первое впечатление о человеке складывается на 55% от невербального общения (язык тела и внешность), на 38% — от голоса и на 7% — от того, что человек говорит. В случае общения по телефону впечатление о человеке формируют его голос (70%) и слова, которые он произносит (30%). Аналогичных исследований о том, как формируется впечатление при общении по видеосвязи, я пока не видела, но по моему личному опыту это все-таки не равноценно живому общению. Невербалики всё равно не хватает, не видно микромимики.
Решение: стоит провести с одним кандидатом больше встреч, чем при офлайн-формате, чтобы раскрыть его и снять свои сомнения. Кейс из моего опыта: после трех онлайн-интервью с кандидатом у нанимающих менеджеров так и не сложилось понимания относительно того, совпадают ли они по ценностям. Тогда мы попросили кандидата о еще одной встрече и полностью посвятили ее непринужденному разговору «про жизнь»: чем он интересуется, что читает, что смотрит, как проводит время. Во время разговора мы наблюдали, как кандидат про это рассказывает, насколько искренен. Это помогло принять решение.
2. Сильно влияют технические нюансы
Если связь не настроена, возникают проблемы (пропадает то звук, то изображение, звук и изображение показываются несинхронно, они плохого качества), это мешает и вам, и кандидату, осложняет коммуникацию. Встреча получается непродуктивной. При этом мы не всегда можем повлиять на технические проблемы.
Решение: перенести встречу на другое время, когда интернет-сеть менее нагружена.
3. Не всегда получается создать деловой настрой
Онлайн-интервью — такая же деловая встреча, как и в офисе, а значит, выглядеть нужно соответственно, и еще хорошо бы позаботиться об обстановке вокруг (чтобы не было отвлекающих факторов). Это касается как рекрутера, так и кандидата, но не все об этом задумываются. Бывает, человек подключается к онлайн-встрече — и вы видите, что он в пижаме, а вокруг него члены семьи в домашних хлопотах или за совместным обедом. Это мешает сосредоточиться. Но это еще и знак: кандидаты, которые не озаботились должной подготовкой к интервью, обычно в итоге не проходят отбор.
Решение: если кандидат в процессе общения произвел хорошее впечатление, но была проблема с обстановкой, в которой он общался с вами (отвлекающие факторы), или он не позаботился о деловом виде, то перед тем как представлять кандидата заказчику подбора, проинструктируйте его, как одеться, обсудите, какое время встречи выбрать, чтобы рядом с ним никого не было.
4. Труднее управлять беседой
Во время живой беседы лицом к лицу благодаря хорошему зрительному контакту не так сложно в нужный момент задать уточняющий вопрос. При онлайн-беседе труднее дать понять собеседнику, что вы хотите что-то спросить: если человек находится в потоке мыслей, он не всегда смотрит в экран. Резко перебивать невежливо. Бывает, приходится тянуть руку, как в школе, чтобы собеседник заметил и сделал паузу.
Решение: в самом начале встречи договоритесь с собеседником об условных сигналах, стоп-знаках.
Лайфхаки из личной практики
1. Готовиться еще тщательнее, чем к очной встрече
Я давно уже не готовила заранее вопросов для очных интервью: благодаря опыту мне достаточно посмотреть резюме перед встречей, а вопросы появляются уже в процессе общения. Оказалось, что в онлайн-интервью это не работает: больше отвлекающих факторов (технические проблемы, например), поэтому больше риска что-то упустить, недоговорить. Бывает, после встречи понимаешь, что не спросила о некоторых важных вещах. Поэтому, чтобы ничего не упустить, перед онлайн-интервью я стала отмечать себе заранее все аспекты, которые хочу выяснить у кандидата.
2. Лучше делать запись встречи
Это поможет лучше проанализировать информацию спустя время. Но только обязательно предупредите кандидата в начале встречи о записи. Это важный этический момент.
3. Установить контакт с кандидатом в первые минуты
Прежде чем начать собственно интервью, нужно расслабить собеседника (наверняка он волнуется). Когда человек приезжает на встречу в офис, его обычно встречают на ресепшен, спрашивают, легко ли он добрался, проводят в кабинет, предлагают воды или чаю, кофе, оставляют на несколько минут, чтобы он осмотрелся, — это немного снимает напряжение и настраивает на нужный лад.
В онлайн-встрече тоже нужен такой расслабляющий «переходный мостик» от первого приветствия к вопросам интервью. Начните с доброжелательного small talk. Предложить кофе дистанционно вы, конечно, не можете, но вот спросить, налил ли ваш собеседник себе кофе или чаю, и сказать, что будете совсем не против, если он это сделает, вполне можно. Это расположит собеседника к вам, снизит уровень его стресса.
4. Провести онлайн-экскурсию по офису
Когда человек приходит на очное интервью в офис, он получает первое впечатление о компании, видит обстановку (хотя бы минимально, пока идет по коридору или сквозь open space, ожидает у ресепшен). Во время онлайн-встречи этого не происходит. Но некоторым кандидатам это важно. Чем можно компенсировать?
Во-первых, фотографии офиса и даже видео, снятое в рабочих помещениях, можно разместить на брендированной странице работодателя на hh.ru.
Во-вторых, почему бы не провести кандидату небольшую онлайн-экскурсию прямо во время интервью? Даже если офис закрыт на карантин и вы сами не там, обычно есть кто-то из дежурных администраторов — можно заранее договориться с ними подключиться к встрече и показать офис. А как только представится подходящий момент, можно провести фото- и видеосъемку помещений специально для презентации во время онлайн-интервью.
Успешных и эффективных вам онлайн-встреч!
Статья подготовлена на основе вебинара Елены Лондарь в рамках нашей серии полезных вебинаров. Участие бесплатное. Присоединяйтесь!