Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду

Умение наладить диалог с кандидатом — это суперскил в мире подбора. Расскажем, как рекрутеру развивать навыки общения и что для этого нужно знать. На примерах покажем, как сегментировать аудиторию, подбирать каналы, стиль общения и что вообще говорить.

В любой непонятной ситуации продолжайте общаться эмпатично и с удвоенным вниманием к людям

Еще пару лет назад рекрутер мог вести поиски без бюджета на рекламу, не особо переживая за коммуникацию, и всё равно закрывал позицию. Сейчас так не получится: неправильно прописанный текст вакансии, промедление с обратной связью, выбор не тех каналов общения, ошибки в позиционировании — всё это растягивает сроки поиска и приводит компанию к финансовым и репутационным потерям. Важно понять, что коммуникация — это часть бренда работодателя и рекрутера, инструмент, который позволяет опережать конкурентов и достигать лучших результатов.

Вот на что обратить внимание:

  1. Внимательность к деталям и точность — от описания вакансии до позиционирования компании на рынке.
  2. Персонализация общения и скорость коммуникаций с кандидатами.
  3. Аналитика процессов подбора и понимание своей целевой аудитории по каждой из вакансий.

Теория коммуникации: что нужно знать рекрутеру

В деловом мире цель коммуникации — наладить отношения и убедить людей присоединиться к нашему бизнесу в роли клиента, партнёра или члена команды. В рамках своих задач рекрутер работает над тем, чтобы нужный специалист заинтересовался вакансией, достойный кандидат не отказался от оффера, а опубликованная на профильной площадке статья позитивно повлияла на HR-бренд. Для этого недостаточно понимать, что движет людьми и что они хотят услышать, важно упаковать сообщение в правильную обёртку и передать удобным получателю способом. А затем подумать о том, кому это сообщение будет интересно, а кому нет — то есть разделить всех наших адресатов на сегменты. Давайте посмотрим, как это всё работает.

Контент, формат, канал

Для начала — три ключевых термина: что такое контент, какие у него бывают форматы и через какие каналы его можно передавать.

КонтентФорматКанал
Исходный текст, содержащий ключевое сообщениеВид (форма, стилистика, тон), который вы придаёте своему сообщениюСпособ, который вы выбрали для передачи своего сообщения
Контент определяется через цель: если вы хотите заинтересовать специалиста вакансией, ваш контент — обращение с предложением. Если вы продвигаете HR-бренд работодателя, вашим контентом может быть доклад на конференции или статья на профильной площадке.Контенту можно придать любую подходящую форму — письмо, сообщение, видеоинтервью, статья. При этом важны тон и стилистика: развёрнуто или лаконично, официально или по-дружески, в виде кейса или в формате интервью.Вы можете передать своё сообщение через разные каналы — по электронной почте, через мессенджеры, посредством медиа, на профессиональной конференции.

В современном мире люди ищут работу и на профильных площадках, и в соцсетях, а переписываться им удобнее не в почте, а через мессенджеры. Рекрутеру важно знать, где привыкли общаться его кандидаты, и быть там — это часть тренда на персонализацию.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Аудитория у всех мессенджеров разная: например, WhatsApp — самый популярный в России, но разработчики охотнее общаются в Telegram. Информация по данным опроса Talantix

Новая норма в подборе — спрашивать у кандидатов, где им удобнее общаться и в каком канале сообщить о новом этапе подбора и о результатах интервью. Чтобы рекрутер при этом не утонул в море вкладок, советуем использовать омниканальные сервисы.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Например, в Talantix можно прямо из системы связаться с кандидатами по WhatsApp, Viber и Telegram. Рекрутер работает в одном пространстве, а кандидат общается в удобной для себя среде, и шансы на успешный наём растут

Сегментация аудитории

Чтобы умело составлять сообщения и выбирать для них уместные форматы и каналы передачи, рекрутеру нужно хорошо знать эту самую аудиторию — её характеристики, потребности и устремления. Помочь с этим может сегментация — разделение на группы, с членами которых коммуникация проводится по схожему сценарию.

Разберём основные критерии сегментации целевых аудиторий:

  • Социально-демографические — пол, возраст, социальное положение, место жительства.
  • Опыт работы — профессиональный профиль, текущая должность, желаемая должность, опыт работы в определённых проектах, управленческий опыт.
  • Качества, навыки (мягкие и твёрдые) и компетенции.
  • Предпочтения по условиям работы — удалёнка, гибридный формат или офис, компенсации и льготы.
  • Особые группы — доступность позиции для людей с ограниченными возможностями.

Разбив аудиторию по критериям, вы лучше поймёте своих кандидатов — например, какие у них требования к работе и где им удобнее общаться. Также не забывайте, что у всех людей свои боли, потребности и мотиваторы — один хочет большую зарплату, другой — развития и свободы, а третий может работать только из дома.

Практика коммуникации: как рекрутеру достигать своих целей через общение

От теории перейдём к практике: разберём успешный пример коммуникации и расскажем, с помощью каких инструментов удобно сегментировать аудиторию.

Контент, формат, канал — удачный пример из практики

Рекрутер компании hh.ru работает над закрытием новой позиции и нашёл своего идеального кандидата. Человек сейчас на должности в «Сбербанке» и не планирует ничего менять. Задача рекрутера — презентовать возможность таким способом, чтобы заинтересовать кандидата и завязать с ним разговор.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду

Правильные решения:

  • выбирая, как презентовать предложение о работе (контент), рекрутер остановился на максимально простой подаче (формат) — сообщение в мессенджере, в котором без длительных вступлений и выяснений спросил у кандидата, как дела, и предложил пообщаться;
  • на такое сообщение сложно не ответить, ведь оно понятное, доброжелательное и без манипуляций;
  • обращение сформулировано так, что с точки зрения соискателя нужно не «ответить на работное предложение», а просто «познакомиться», что снижает градус напряжения — скорее всего, откликнутся даже те, кто активно не ищет работу.

Сегментация аудитории — метод персоны

Метод персоны — инструмент, который пришел в рекрутмент из маркетинга. Рекрутер прорисовывает портрет потенциального кандидата и на основе этой информации формирует сообщение, выбирает формат и канал передачи информации. Разберём на примерах.

История 1: эпические задачи для айтишника

ИТ-компания ищет разработчика, рекрутер составляет карточку-портрет искомого человека и пытается предугадать, что будет важно в предложении о работе:

Павел, ИТ-специалист, до 30 лет, живёт в Москве.

  • Есть опыт работы в больших компаниях, востребован как специалист — поступает много карьерных предложений, амбициозен.
  • Образование — техническое.
  • Требования к работе — высокий уровень зарплаты, интересные проекты, возможность роста, C&B-пакет, важна лояльность к бренду работодателя.

Как строить коммуникацию:

Контактировать через социальные сети, профессиональные группы и сообщества. Продавая вакансию, делать акцент на важные для кандидата аспекты — высокую зарплату, перспективы карьерного роста.

Важно:

У всех людей разные ценности и подходы в общении: возвращаясь к описанному выше примеру, выбранный рекрутером подход не обязательно сработает на каждом тридцатилетнем разработчике из Москвы. Нет единой формулы успеха, но есть методология: вы определяете опорные точки, а потом корректируете коммуникацию в процессе, ориентируясь на обратную связь кандидата.

История 2: удобный график и частые выплаты для курьера

Региональный магазин техники ищет курьера на неполную занятость.

Максим, курьер, широкий диапазон возраста, живёт в Екатеринбурге.

  • Опыт работы — минимальный.
  • Образование — любое.
  • Требования к работе — средняя зарплата по городу, гибкий график, подработка, дополнительная работа, не слишком важна лояльность к бренду работодателя.

Как строить коммуникацию:

Дать рекламу в городской группе вакансий в соцсетях и в газете. Если рассматриваете студентов, наклеить бумажные объявления возле университетов и студенческих общежитий. Акцент делать на удобном графике работы и адекватности зарплаты.

Важно:

Помимо того, что сегментация помогает разработать и написать «правильные» сообщения и выбрать для них оптимальный способ доставки, она еще и позволяет оценить качество коммуникации.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Например, в облачной CRM Talantix воронку подбора видно как на ладони: рекрутер отмечает тенденции в отказах и может скорректировать описание вакансии, поменять стиль сообщений или канал коммуникации, последовательность этапов подбора

Давайте помнить про этику

Обдумывая стратегию для своих сообщений, оставайтесь этичными. Иногда рекрутеры идут на уловки — делают вид, что «перепутали» номер и уже общались с кандидатом по другому каналу. Иногда это может сработать, и человек заинтересуется, но в перспективе это недостойный подход.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду

А чтобы действительно не написать «не туда», используйте рекрутинговое ПО и связывайтесь с кандидатами без ошибок. С этой целью важно настроить единое пространство для планирования задач и рабочего времени — чтобы не путать кандидатов, встречи и хранить все резюме в одном месте.

Коммуникация с кандидатами: что нужно знать, чтобы собрать сильную команду
Talantix интегрируется с базой резюме hh.ru, почтой, календарем и мессенджерами — чтобы вы работали без хаоса и стресса

Хотя новые каналы общения в интернете множатся из года в год, и наём в TikTok не за горами, порядка в работе рекрутера становится даже больше — с новыми технологическими вызовами приходят и новые решения. Современные сервисы автоматизации для HR-специалистов помогут и с сегментацией, и с общением «из одного окна», и с аналитикой результатов. Учитесь работать по-новому и успевайте нанимать лучших.

К другим статьям