Результаты опроса: на что обращают внимание при выборе вуза
Опрос проводился с 6 по 9 марта 2023 года среди 663 российских соискателей.
71% респондентов, участвовавших в опросе, имеют высшее образование: 33% из них окончили специалитет, 25% — бакалавриат, 13% — магистратуру.
Среди основных факторов, на которые стоит обращать внимание при выборе вуза, опрошенные отметили наличие факультета с выбранной специальностью (75%), высокое качество обучения (68%), квалификацию преподавателей (47%), место вуза в рейтингах учебных заведений (44%), а также его престижность (41%).
Среди вариантов ответа «Другое» соискатели отмечали такие критерии, как возможность нетворкинга в вузе (стажировки, сотрудничество с компаниями и т.д.), высокий шанс после окончания вуза устроиться работать по выбранной специальности, востребованность полученного образования на рынке труда, а также высокий уровень заработной платы.
Интересно, что женщины при выборе вуза чаще, чем мужчины, ориентируются на наличие программы по выбранной специальности (81% против 73%), высокое качество обучения (75% против 65%), место вуза в рейтингах учебных заведений (50% против 39%) и наличие интересных предметов (45% против 36%).
Мужчины чаще опираются на такие критерии, как квалификация преподавателей (49% против 46%) и престиж вуза (45% против 38%).
Соискатели 18–24 лет, а также 25–34 лет единодушны в мнении о том, что самое важное при выборе вуза — наличие факультета и программы по выбранной специальности (по 40%), а на второе место ставят высокое качество обучения (32% и 37% соответственно). А вот решающим критерием для респондентов от 45 до 54 лет, наоборот, должно быть высокое качество обучения в вузе (28%) и только потом — наличие в нем необходимой программы обучения (22%).
Лишь половина респондентов с высшим образованием работают или ищут работу по специальности (47%).
Чаще всего работают по специальности выпускники вузов с ИТ-образованием (62%), а также юристы (54%). Стоит отметить, что лишь 29% выпускников сферы «Наука, образование» когда-либо работали и продолжают работать в выбранном направлении; еще 33% — перешли работать в другую сферу, а еще 29% — никогда не имели опыта работы по полученной в вузе специальности.
33% респондентов, решивших сменить сферу деятельности, успели поработать по своей специальности больше 6 лет.
Наиболее распространенные причины, из-за которых уходят из профессии или вовсе не работают по специальности, — это трудности с поиском работы (36%), маленькая зарплата (35%), отсутствие перспектив карьерного роста (28%), разочарование в выбранной специальности (26%), а также плохие условия работы (18%).
Мужчины чаще женщин не работают или перестают работать по специальности из-за маленькой зарплаты (41% против 30%), трудностей с поиском работы (39% против 35%), смутных перспектив карьерного роста (32% против 26%), а также из-за выгорания (14% против 11%). В то время как женщины чаще всего меняют профсферу, потому что поняли, что такая работа им не подходит (34% против 20%), из-за плохих условий работы (19% против 18%), а также из-за того, что не получается соблюдать баланс работы и личной жизни (12% против 9%).
Также мы поинтересовались у респондентов, приходилось ли им когда-либо проходить дополнительное обучение. Каждый третий (35%) никогда не повышал свою квалификацию, еще 24% получали дополнительное онлайн-образование, 27% обучались как онлайн-, так и офлайн и еще 14% проходили только офлайн-обучение.
Интересно, что женщины чаще мужчин повышают свою квалификацию онлайн (28% против 21%), в то время как мужчины демонстрируют более гибкий подход, выбирая как онлайн- так и офлайн обучение (30% против 23%).
Наибольшая доля тех, кто никогда не получал дополнительное образование, оказалась среди молодежи от 18 до 24 лет — 53%. Наиболее гибкий подход к повышению квалификации продемонстрировали соискатели от 45 до 54 лет — 49% ответили, что проходили как онлайн-, так и офлайн-обучение. Респонденты от 25 до 34 лет предпочитают онлайн-курсы (31%), а соискатели от 35 до 44 лет — офлайн-обучение (26%).
Наименьшая доля соискателей, никогда не получавших дополнительное образование, оказалась среди представителей сфер «Финансы, бухгалтерия» (8%), а также «Маркетинг, реклама, PR» (10%). Реже всего повышают свою квалификацию представители сферы продаж (35%) и информационных технологий (33%). Вместе с тем именно ИТ-специалисты отдают предпочтение онлайн-обучению (42%).
Основные минусы онлайн-обучения, по мнению соискателей, заключаются в том, что оно подходит не для всех направлений обучения (60%), а также в отсутствии живого общения (51%).
Среди плюсов дополнительного онлайн-обучения соискатели отметили удобный доступ к материалам занятий (67%), гибкий темп и расписание (65%), экономию денег и времени на дорогу (62%), возможность учиться в рабочее время (48%), а также оперативную связь с преподавателем (28%).