Поколение Z: что происходило на молодежном рынке труда в первом полугодии 2024 года
Рынок труда для молодых специалистов в цифрах
Сегодня на молодежном рынке труда сохраняется умеренный уровень конкуренции за рабочие места и наблюдается здоровое соотношение между работодателями и соискателями. Об этом говорит показатель hh.индекса — 6,5. Он означает, сколько специалистов претендуют на ту или иную позицию. Конкуренция считается высокой, когда hh.индекс больше 8. hh.индекс меньше 4 означает, что соискателям легче найти работу.
Выпускники вузов и начинающие спецы сталкиваются с высокими требованиями работодателей, где одного диплома оказывается недостаточно. Здесь выигрывает тот, кто предлагает свежие идеи, быстро адаптируется и демонстрирует хороший уровень навыков.
Тем не менее, если говорить о текущей динамике, можно заметить рост числа созданных вакансий для молодых соискателей. С каждым днём молодые специалисты становятся более востребованными и нужными.
В каких сферах ждут молодых специалистов
Технологии стремительно меняют рынок труда. Некоторые сферы нуждаются в кадрах особенно остро. Из-за дефицита рабочего персонала работодатели все чаще берут на работу молодых соискателей.
На графике видно, что наибольшую долю от общего числа созданных вакансий для молодых специалистов занимают сферы продаж и обслуживания клиентов (31%), розничной торговли (20%), домашнего и обслуживающего персонала (18%), а также транспорта и логистики (17%). В основном это продавцы-консультанты и продавцы-кассиры, менеджеры по продажам и менеджеры по работе с клиентами, упаковщики и комплектовщики, операторы и специалисты контактного центра а также курьеры — словом, массовый персонал, который работодатели ищут среди молодежи.
Меньше всего предложений юные соискатели получают в сфере управления персоналом (1%), финансах и образовании (по 2%), медицине, фармацевтике, маркетинге, рекламе и PR (по 3%).
Миллениалы и зуммеры: ценности и смыслы
Каждый возрастной пласт приносит свои ожидания и подходы к работе — это формирует новые тренды и вызовы для работодателей, которым приходится балансировать, чтобы привлечь и удержать таланты.
Миллениалы («поколение Y») росли во времена быстрого технологического прогресса (начало 1980-х — середина 1990-х), что сильно повлияло на их образ жизни и ценности. Они отличаются гибкостью в работе и стремлением к саморазвитию.
Зуммеры («поколение Z») появились в условиях повсеместного распространения интернета и соцсетей (конец 1990-х — начало 2000-х), считаются более технологически продвинутыми. Они ценят разнообразие, социальную справедливость и предпочитают короткие форматы контента.
Типы занятости: в каком режиме работает молодежь?
Молодые спецы все чаще отдают предпочтение гибкому графику и рассматривают его как ключевой фактор при выборе работы. Стремление к балансу между работой и личной жизнью, а также возможность работать удаленно становятся важными критериями для этого поколения. Гибкость не только повышает их мотивацию и продуктивность, но и позволяет быть более мобильными в быстро меняющемся мире.
Марина Дорохова отмечает: «Молодые специалисты относятся к работе и карьере иначе, чем старшее поколение. Их главная ценность — заниматься тем, что действительно нравится. Они готовы работать на фрилансе, чтобы сохранить свободу и гибкость. Важным для них становится так называемая слеш-карьера, то есть сочетание разных видов деятельности. Это связано с тем, что многим из них сложно сосредоточиться на одном виде работы из-за клипового мышления, поэтому им нужно разнообразие задач. Еще большую роль играет, совпадает ли миссия компании с их личными ценностями. Для молодых специалистов приоритетом является свобода и гибкость, ведь они видят работу как часть своей жизни, а не ее главный смысл».
Работодатели идут навстречу запросам молодежи и все чаще предлагают гибкий (30%) и сменный (21%) график, а также удаленную работу (8%). Интересно, что на рынке в целом количество вакансий с требованием полного дня значительно выше, чем у молодых специалистов (66% против 40%).
Такую же тенденцию можно проследить, если говорить о предлагаемом графике работы: предложения с полной занятостью по рынку в целом составляют 93%, а в вакансиях для молодежи требование полного дня содержится лишь в 58% объявлений.
Лидерами по размещенным вакансиям с полной занятостью становятся следующие специализации: продавец-консультант и продавец-кассир (по 18%), менеджер по продажам и работе с клиентами (8%), официант, бармен и бариста (5%). На популярность таких вакансий влияет не только быстрый рост рынка, но и высокая текучесть сотрудников на массовых позициях начального уровня.
Наибольшее число вакансий для молодых специалистов с частичной занятостью приходится на продавцов (20%), курьеров (17%) и водителей (7%). На такие позиции охотно берут самозанятых: это выгодно, потому что затраты на постоянных сотрудников значительно выше, а оформить самозанятость можно в пару кликов.
Стажировки: в чем польза и где их искать?
Важную роль в становлении молодого спеца играют стажировки. Они позволяют получить практический опыт, применить теоретические знания и развить навыки, которые так ценят работодатели. Кроме того, подобные программы формируют первые профессиональные связи, повышают уверенность в своих силах. Нередко стажировки являются самым простым способом попасть в высококонкурентную сферу, например в ИТ.
В первом полугодии 2024 года львиную долю стажировок от общего числа созданных вакансий внутри сферы составляют предложения в сфере автомобильного бизнеса (1,9%) — машины стали покупать реже, а ремонтировать, наоборот, чаще, поэтому автомастерские ищут персонал начального уровня и готовы обучать молодежь. Много стажировок и в сфере ИТ (1,4%) — это связано с кадровым голодом и формированием кадрового резерва.
Навыки: какие скилы ценят работодатели
Идеальный кандидат для работодателей сегодня — это сочетание профессиональных навыков, личностных качеств и готовности к обучению.
Если говорить о жестких навыках, в молодых специалистах работодатели больше всего ценят умение пользоваться ПК, искать информацию в интернете и работать с базами данных.
Что касается софтов — здесь работодатели ждут от молодых соискателей навыков работать в команде, адаптироваться к новому и вести коммуникацию. Также важны высокая обучаемость и умение брать на себя ответственность.
Как начать карьеру в современных условиях: итоги и советы
Молодые специалисты все чаще ищут работу, которая отражает их интересы и жизненные ценности, выходят за рамки привычных сценариев. Карьера для них больше не ограничивается традиционными рамками. Молодые люди стремятся найти работу, которая позволит не только зарабатывать, но и сохранять индивидуальность.
В современных условиях важно оставаться гибкими, быть готовыми к изменениям и уметь адаптироваться к новым реалиям. Конкуренция в ряде отраслей высока, поэтому важно изучать требования работодателей, особенно в дефицитных сферах, или искать предложения среди стажировок.
Чтобы быть конкурентоспособными, нужно тщательно изучать рынок труда, развивать свои навыки и понимать ожидания работодателя. В этом также поможет формирование личного бренда, посещение профессиональных мероприятий и конференций. Успехов!