Один за всех: тренд на многофункциональных сотрудников глазами их самих и работодателей
26 декабря 2022•
15 907
Работодателей, которым нужен не просто специалист, а человек-оркестр, становится всё больше. Тренд на многофункциональность появился не вчера — он просто продолжает набирать обороты во многих трудовых отраслях. Для рабочих специальностей и клиентского сервиса это уже практически норма. Но все ли довольны тенденцией — это вопрос. Разбираемся, как относиться к требованиям универсальности, поговорили с работодателями и с теми, кто испытал это на себе.
Дарья Скорых
автор статей
Кажется, что люди, которые могут работать «за себя и за того парня», приносят выгоду компании, но сами действуют из альтруизма или страха потерять работу, взамен получая не так много. Ведь работодатель вкладывает меньше, экономит на рабочей силе, а отдачи получает больше. Порой это правда так, но далеко не всегда. Сохранить баланс интересов работодателя и сотрудника всё же можно. Но как вести себя, если появляются новые обязанности, к которым вы раньше не имели отношения? В первую очередь постараться понять мотив работодателя. Не всегда от вас требуют многозадачности только из скупости, расчёта или нежелания расширять команду.
Почему руководитель ждёт, что вы возьмёте на себя задачи не по профилю?
Нередко потому, что и правда не может позволить себе большой штат сотрудников и надеется, что те, кого он уже нанял, смогут отвечать за несколько направлений работы параллельно. Небольшой частный бизнес — как раз тот самый случай. Поэтому, если решили работать в этой отрасли, учтите, что, скорее всего, придётся быстро учиться смежной или абсолютно иной работе и быть, к примеру, бухгалтером, делопроизводителем и юристом в одном лице.
В таких небольших, практически семейных компаниях, способность человека взять на себя больше профессиональных функций, чем он формально должен, ценят высоко. Владельцы бизнеса считают такие кадры надёжными и вовлечёнными в дело.
То, что традиция «и швец, и жнец, и на дуде игрец» действительно особенно заметна в частном предпринимательстве, подтверждают и те, кто имел опыт по совмещению должностных функций. Они советуют рассматривать трудоустройство в этой среде только тогда, когда вы готовы поддержать молодой бизнес и взять на себя больше задач. Например, устраиваясь в недавно открывшийся несетевой салон красоты, вы не против одновременно быть мастером по маникюру, бровистом, а иногда и отвечать за расходные материалы или за то, чтобы чай и кофе для гостей всегда были в достатке.
«Многостаночниками» не всегда становятся по просьбе или приказу работодателя. Порой это просто возможность дополнительного заработка и развития новых навыков, которую он предоставляет подчинённым. Если сотрудник заинтересован в этом, то может согласиться.
Заменив работодателю двух-трёх сотрудников в одном лице, вы становитесь важным звеном в рабочем процессе. Если вдруг захотите уйти, для него это может быть проблемой. Осознание этого всё же придаёт уверенности и поднимает ваш статус.
Другая причина, по которой вы становитесь специалистом широкого профиля в рамках одной компании, — ваше желание попробовать себя в разных направлениях и лояльность руководителя к этому. В этом случае не он ждёт, что вы возьмёте на себя как можно больше дел вне должности, а вы сами используете компанию как поле для проверки своих талантов и обучения. Это возможно, когда нет строгой иерархии персонала и когда вы не боитесь примерить на себя даже те должности, к которым никогда не имели отношения прежде.
Возможно, пока такие инициативы от самих работников исходят нечасто. Тем не менее тренд на кадровую многопрофильность оказался двусторонним. Теперь не только наниматели ищут умельцев на все руки, но и многие соискатели готовы проявлять себя гораздо шире.
Чего ожидать, если ваш функционал на работе расширяют?
Иногда необходимость заниматься кроме своей работы ещё чем-то объективна, и глава компании готов сказать об этом заранее. Более того, заручиться вашим на то согласием. Например, линейный персонал в некоторых предприятиях газовой или нефтяной отрасли часто оторван от центральных офисов и работает в буквальном смысле в полевых условиях, выполняя самую разную работу на объектах, включая уборку помещений. Об этом его предупреждают ещё до того, как взять на работу.
К сожалению, не во всех компаниях всё так прозрачно. Иногда руководителям идея об оптимизации нагрузки приходит уже тогда, когда сотрудник нанят и привык выполнять какую-то определённую работу. Они начинают смешивать функции между должностями, просто ставя подчинённых перед фактом и никак особенно не помогая им набраться опыта по новым требованиям.
Бывает ещё хуже. По опыту сотрудников из маленьких городов в ряде компаний так сильно не хотят тратиться на персонал и его обучение, что один человек может разрываться между десятками фактически чужих задач на работе, которые закрепили за ним.
Но уходят не все, даже если недовольны положением дел. Отказать работодателю в допнагрузке смелости может не хватить. Даже если работники понимают, что качество их работы при новых и совершенно незнакомых обязанностях упадёт.
Как реагировать на изменения должностных обязанностей?
Уже понятно, что обстоятельства расширения вашего функционала могут быть разными и на это стоит обращать внимание, прежде чем соглашаться или отказываться. В любом случае стоит оценить важность именно этой компании и должности в ней для вас. Советуем полагаться на свой профессиональный опыт и не игнорировать свои потребности в этой ситуации. Единого решения для всех не существует, тем не менее несколько общих рекомендаций всё же есть.
1. Выслушайте доводы работодателя в пользу расширения круга ваших задач.
Вполне возможно, они не лишены рациональности и сейчас можно поступить только так, чтобы сохранить компанию или вас в ней. Это, конечно, условный пример, но сейчас, на волне регулярных потрясений на рынке, компании переживают непростые времена, и многие стараются удержаться именно таким способом.
2. Уточните все детали и адекватно оцените предлагаемые условия.
Прежде чем соглашаться стать не просто продавцом, а «продавцом-стилистом — сотрудником склада — администратором магазина», выясните, будет ли соответствующе проиндексирована ваша зарплата или положены ли вам какие-то бонусы за дополнительные задачи. Если нет, в чём причина и что работодатель может предложить вам, чтобы вы согласились на новые вводные. Если это не 1-й пункт и это не даст вам никаких преимуществ, хорошо подумайте, прежде чем принимать на себя роль работника-универсала.
3. Выясните, как работодатель готов вам помочь подготовиться к гибридной должности.
Согласен ли он выделить ресурсы на дообучение или научить вас необходимому своими силами. Понимает ли он, что вам понадобится время, чтобы освоиться в новой роли, и гарантирует ли, что не станет торопить вас и требовать слишком многого сразу.
4. Прислушайтесь к себе и трезво оцените свои ресурсы, принимая решение.
Подумайте, не будут ли дополнительные рабочие обязанности задерживать вас на работе или заставлять приходить раньше. Представьте, сколько примерно энергии будет уходить у вас на эти задачи, и решите, готовы ли столько тратить на работу. Элементарно спросите себя, есть ли у вас на это силы сейчас.
5. Помните, что вы всегда можете отказаться выполнять не свою работу.
А если почувствуете, что работодатель из-за этого давит на вас или угрожает увольнением, задумайтесь, действительно ли вам так нужно на него работать или стоит поискать место, где ваши интересы, мнение и трудовые права будут брать в расчёт.