Один за всех: тренд на многофункциональных сотрудников глазами их самих и работодателей

Работодателей, которым нужен не просто специалист, а человек-оркестр, становится всё больше. Тренд на многофункциональность появился не вчера — он просто продолжает набирать обороты во многих трудовых отраслях. Для рабочих специальностей и клиентского сервиса это уже практически норма. Но все ли довольны тенденцией — это вопрос. Разбираемся, как относиться к требованиям универсальности, поговорили с работодателями и с теми, кто испытал это на себе.
Дарья Скорых
Дарья Скорых
автор статей

Кажется, что люди, которые могут работать «за себя и за того парня», приносят выгоду компании, но сами действуют из альтруизма или страха потерять работу, взамен получая не так много. Ведь работодатель вкладывает меньше, экономит на рабочей силе, а отдачи получает больше. Порой это правда так, но далеко не всегда. Сохранить баланс интересов работодателя и сотрудника всё же можно. Но как вести себя, если появляются новые обязанности, к которым вы раньше не имели отношения? В первую очередь постараться понять мотив работодателя. Не всегда от вас требуют многозадачности только из скупости, расчёта или нежелания расширять команду.

Почему руководитель ждёт, что вы возьмёте на себя задачи не по профилю?

Нередко потому, что и правда не может позволить себе большой штат сотрудников и надеется, что те, кого он уже нанял, смогут отвечать за несколько направлений работы параллельно. Небольшой частный бизнес — как раз тот самый случай. Поэтому, если решили работать в этой отрасли, учтите, что, скорее всего, придётся быстро учиться смежной или абсолютно иной работе и быть, к примеру, бухгалтером, делопроизводителем и юристом в одном лице.

Многофункциональные сотрудники — не тренд последних лет. Это актуально всегда. По крайней мере, у малого предпринимательства точно. Потому что иметь штат юристов, бухгалтеров и менеджеров — непозволительная роскошь. Поэтому, если такие работодатели, как я, берут на работу бухгалтера, он должен уметь составить письмо и понимать правовые аспекты. Плюс его прямые обязанности на нём, конечно. Или, например, все менеджеры по продажам у меня знают 1С. Сейчас всё больше компаний хотят по возможности сэкономить на персонале, но наша отрасль диктует нам это с самого начала, и без универсальных специалистов в ней не обойтись.
Светлана, глава фермы

В таких небольших, практически семейных компаниях, способность человека взять на себя больше профессиональных функций, чем он формально должен, ценят высоко. Владельцы бизнеса считают такие кадры надёжными и вовлечёнными в дело.

Кто-то может быть против гибридного персонала, и это нормально, так как такой вариант применим не везде. Какие-то госкорпорации или крупные предприятия могут содержать огромный штат сотрудников, где один отдел статистики занимает целое здание. Именно потому, что людей очень много, как мне кажется, никакого профессионального интереса к своей работе у них в таких местах и нет. А вот на небольших предприятиях всё наоборот. Как у нас на свиноферме, к примеру, — все какие-то идейные: и в свой выходной готовы работать, и сами предлагают помощь и дополнительной работы не боятся.
Светлана, глава фермы

То, что традиция «и швец, и жнец, и на дуде игрец» действительно особенно заметна в частном предпринимательстве, подтверждают и те, кто имел опыт по совмещению должностных функций. Они советуют рассматривать трудоустройство в этой среде только тогда, когда вы готовы поддержать молодой бизнес и взять на себя больше задач. Например, устраиваясь в недавно открывшийся несетевой салон красоты, вы не против одновременно быть мастером по маникюру, бровистом, а иногда и отвечать за расходные материалы или за то, чтобы чай и кофе для гостей всегда были в достатке.

Я думаю, такое часто встречается в маленьких компаниях. В каком-то небольшом бизнесе. Например, в частных салонах красоты. Я работала в одном таком. Изначально нас было 5 человек в штате, и, конечно, каждый занимался всем по чуть-чуть. Когда работодатели пытаются в таких случаях расширить твой функционал, они обычно аргументируют это тем, что это временно и обязанностей добавится не так много, а без твоей помощи никак не обойтись.
Ульяна, администратор салона красоты

«Многостаночниками» не всегда становятся по просьбе или приказу работодателя. Порой это просто возможность дополнительного заработка и развития новых навыков, которую он предоставляет подчинённым. Если сотрудник заинтересован в этом, то может согласиться.

Люди, которые у нас работают аниматорами, могут подрабатывать на административных должностях. Они от и до знают, как у нас всё организовано, всё же дело узконаправленное, поэтому сотрудники могут выполнить практически любую работу внутри компании. И я даю им такую возможность. Совмещение нескольких ролей позволяет персоналу получить дополнительный доход. К тому же он качественно развивается благодаря этому. Этот подход мне очень нравится.
Анна, руководитель студии детских праздников

Заменив работодателю двух-трёх сотрудников в одном лице, вы становитесь важным звеном в рабочем процессе. Если вдруг захотите уйти, для него это может быть проблемой. Осознание этого всё же придаёт уверенности и поднимает ваш статус.

Когда уходит кто-то из таких многофункциональных сотрудников, это всегда ощутимая потеря в коллективе. Ведь нет гарантии, что новый человек, который придёт на его место, будет обладать таким же спектром умений и сможет совмещать разноплановую работу в нашей компании и выполнять несколько обязанностей одновременно. Вполне возможно, придётся нанимать уже не одного, а двух человек, чтобы закрыть образовавшуюся кадровую дыру.
Анна, руководитель студии детских праздников

Другая причина, по которой вы становитесь специалистом широкого профиля в рамках одной компании, — ваше желание попробовать себя в разных направлениях и лояльность руководителя к этому. В этом случае не он ждёт, что вы возьмёте на себя как можно больше дел вне должности, а вы сами используете компанию как поле для проверки своих талантов и обучения. Это возможно, когда нет строгой иерархии персонала и когда вы не боитесь примерить на себя даже те должности, к которым никогда не имели отношения прежде.

Мне всегда была интересна сфера общепита и гостеприимства, гастрономия, вино. Я нашла одну такую компанию в Краснодарском крае, позвонила напрямую её руководителю и спросила, какие есть вакансии. Честно сказала, что опыта в сфере виноделия у меня нет, но я очень хочу работать у них. В итоге я оказалась не просто на винодельне, а в полноценном агротуристическом комплексе с рестораном, спа-центром, гостиницей, экскурсионными маршрутами по производству, музеем виноделия и винотекой. Я здесь меньше года, но успела поработать кавистом в винотеке, сомелье в ресторане, экскурсоводом, занималась организацией выездной торговли на фестивале, была администратором в ресторане. Шеф мои энтузиазм и желание попробовать себя практически в роли каждого специалиста в компании только приветствовал. Например, когда я захотела работать с экскурсионными группами и выходить в зал к гостям как сомелье, он побеседовал со мной, выдал мне таблицу с информацией по всем нашим винам, провёл мне обширную дегустацию и просто дал мне время на изучение материала, его осмысление.
Анна, сотрудница винодельни

Возможно, пока такие инициативы от самих работников исходят нечасто. Тем не менее тренд на кадровую многопрофильность оказался двусторонним. Теперь не только наниматели ищут умельцев на все руки, но и многие соискатели готовы проявлять себя гораздо шире.

В каждом из подразделений компании, где я уже поработала, мне нужны были разные качества и знания. Я старалась найти их в себе и развить до нужного уровня. Наверное, это и есть главный фактор успешной работы — многозадачность, работоспособность и профессиональная вовлечённость на каждой конкретной позиции.
Анна, сотрудница винодельни

Чего ожидать, если ваш функционал на работе расширяют?

Иногда необходимость заниматься кроме своей работы ещё чем-то объективна, и глава компании готов сказать об этом заранее. Более того, заручиться вашим на то согласием. Например, линейный персонал в некоторых предприятиях газовой или нефтяной отрасли часто оторван от центральных офисов и работает в буквальном смысле в полевых условиях, выполняя самую разную работу на объектах, включая уборку помещений. Об этом его предупреждают ещё до того, как взять на работу.

Многофункциональность была основным требованием, когда я устраивался на работу в одну нефтяную компанию. Специфика объекта такая, что персонала немного и всю работу по эксплуатации и обслуживанию оборудования мы выполняем сами. Самый необычный вопрос на первом собеседовании с непосредственным руководителем был: готов ли я мыть туалет — ну, то есть многофункциональность 100%. Откровенно говоря, туалеты мы и правда моем, так как наш участок — это небольшой домик в лесу и своей уборщицы у нас нет, так же как и слесарей по ремонту и так далее. Так что ребята, кто работает по третьему разряду, регулярно убираются везде.
Виктор, оператор технологических установок

К сожалению, не во всех компаниях всё так прозрачно. Иногда руководителям идея об оптимизации нагрузки приходит уже тогда, когда сотрудник нанят и привык выполнять какую-то определённую работу. Они начинают смешивать функции между должностями, просто ставя подчинённых перед фактом и никак особенно не помогая им набраться опыта по новым требованиям.

Я работала в одной группе компаний. В какой-то момент дела пошли плохо — и секретаря главного руководителя уволили. Её работу начали поручать другим секретарям, которые работали в группе. Что-то — мне, что-то — другим девушкам. Потом я стала личным помощником президента компании. Меня никто не спрашивал, хочу ли я этого и готова ли. Меня просто посадили туда и сказали: так нужно. Я понимала, что фактически работаю в другом подразделении компании, не имею отношения к этой работе, не знаю дел руководителя. На моё предыдущее место также посадили человека, который занимался вообще другой работой, а теперь получил ещё и функции секретаря в нагрузку. В итоге я уволилась, так как не хотела выполнять не свою работу.
Ульяна, администратор салона красоты

Бывает ещё хуже. По опыту сотрудников из маленьких городов в ряде компаний так сильно не хотят тратиться на персонал и его обучение, что один человек может разрываться между десятками фактически чужих задач на работе, которые закрепили за ним.

Несколько лет назад я работала администратором в баре с боулингом. Руководство считало, что, помимо административных функций, я должна хорошо знать работу бармена, официанта, администратора дорожек боулинга и понимать, как и чем живёт кухня. При этом нас не обучали полноценно, не отправляли на курсы, не разбирали эти все тонкости работы в принципе. То есть в общих чертах тебе накидывали информацию, как в конкретном заведении это всё работает, а ты уж там дальше сам вникай, разбирайся. В итоге моя работа свелась к затыканию дыр в недостатке персонала (текучесть была огромная), ночным сменам, общению с полицией, пожарной охраной, приёму заказов, работе хостес, периодической работе за баром, на кухне, за дорожками и всему понемногу. Надо ли говорить, что я сбежала оттуда?
Алена, бывший администратор клуба

Но уходят не все, даже если недовольны положением дел. Отказать работодателю в допнагрузке смелости может не хватить. Даже если работники понимают, что качество их работы при новых и совершенно незнакомых обязанностях упадёт.

Предполагаю, что руководители пытаются соединить в одном сотруднике сразу несколько из желания сэкономить — на деньгах, на ресурсах эйчаров. Каждый новый человек — это сначала поиски, потом его адаптация, затем выделение на него дополнительного бюджета. Зачем это делать, когда задачи можно разбросать по тем людям, которые уже есть в штате. Думаю, мало кто из подчинённых может отказаться, если работодатель так решит. В то же время, мне кажется, это негативно отражается на результатах компании. Работая в салоне красоты, например, я чётко видела: когда работу выполнял сотрудник, который для неё неквалифицирован, это отражалось на её качестве и на имидже салона в целом. Но, когда приходил человек, который умеет делать то, что пытались повесить на других, всем становилось лучше.
Ульяна, администратор салона красоты

Как реагировать на изменения должностных обязанностей?

Уже понятно, что обстоятельства расширения вашего функционала могут быть разными и на это стоит обращать внимание, прежде чем соглашаться или отказываться. В любом случае стоит оценить важность именно этой компании и должности в ней для вас. Советуем полагаться на свой профессиональный опыт и не игнорировать свои потребности в этой ситуации. Единого решения для всех не существует, тем не менее несколько общих рекомендаций всё же есть.

1. Выслушайте доводы работодателя в пользу расширения круга ваших задач.

Вполне возможно, они не лишены рациональности и сейчас можно поступить только так, чтобы сохранить компанию или вас в ней. Это, конечно, условный пример, но сейчас, на волне регулярных потрясений на рынке, компании переживают непростые времена, и многие стараются удержаться именно таким способом.

2. Уточните все детали и адекватно оцените предлагаемые условия.

Прежде чем соглашаться стать не просто продавцом, а «продавцом-стилистом — сотрудником склада — администратором магазина», выясните, будет ли соответствующе проиндексирована ваша зарплата или положены ли вам какие-то бонусы за дополнительные задачи. Если нет, в чём причина и что работодатель может предложить вам, чтобы вы согласились на новые вводные. Если это не 1-й пункт и это не даст вам никаких преимуществ, хорошо подумайте, прежде чем принимать на себя роль работника-универсала.

3. Выясните, как работодатель готов вам помочь подготовиться к гибридной должности.

Согласен ли он выделить ресурсы на дообучение или научить вас необходимому своими силами. Понимает ли он, что вам понадобится время, чтобы освоиться в новой роли, и гарантирует ли, что не станет торопить вас и требовать слишком многого сразу.

4. Прислушайтесь к себе и трезво оцените свои ресурсы, принимая решение.

Подумайте, не будут ли дополнительные рабочие обязанности задерживать вас на работе или заставлять приходить раньше. Представьте, сколько примерно энергии будет уходить у вас на эти задачи, и решите, готовы ли столько тратить на работу. Элементарно спросите себя, есть ли у вас на это силы сейчас.

5. Помните, что вы всегда можете отказаться выполнять не свою работу.

А если почувствуете, что работодатель из-за этого давит на вас или угрожает увольнением, задумайтесь, действительно ли вам так нужно на него работать или стоит поискать место, где ваши интересы, мнение и трудовые права будут брать в расчёт.

К другим статьям